Неверов Р.Р.


БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА: ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ


Концепция формирования информационного общества привели к тому, что чрезвычайно возросли социальная значимость динамичной, преобразуемой и доступной информации и потребность в ее оперативном получении при помощи новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что общество в своем развитии достигло уровня, позволяющего формировать полноценную информационную среду, в которой стало возможным компактно хранить, перерабатывать с помощью компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

И именно социальная информация, существующая в зафиксированном виде, органически вписываясь в систему информационного общения, рассматривается науками информационно-коммуникативного цикла как общий объект научно-исследовательского познания. И это становится общепризнанной тенденцией их интеграции с учетом гармоничного единства новейших средств коммуникации с традиционными, в деятельностном процессе создания, распространения и использования социальной информации.

По отношению к рассматриваемому вопросу это означает, что на современном этапе проблема перехода к информационному пониманию библиотековедения видится достаточно актуальной.

Но для того, чтобы определить современное состояние и перспективы развития библиотековедения и информатики следует выяснить и оценить их возможности в познании сущности процессов, исторических и актуальных причин нерешенных проблем их развития.

Всестороннее изучение соотношения двух наук в теоретическом, историческом, методическом и практическом аспектах на основе анализа исследований, проводимых по этому вопросу в России и за рубежом, позволит определить, в чем принципиальное сходство и в чем различия библиотековедения и информатики. Следует отметить, что посредством типизации объектов исследования удастся обозначить базовый критерий для библиотековедения и информатики, рассмотрев те стороны, свойства и отношения общего для наук объекта, отражающие специфику его изучения через соотношение элементов объекта между собой и в целом с внешней средой, которые имеют наиболее важное значение.

В свою очередь, разработка теоретико-методологических проблем каждой из наук приведет к интеграции, ”взаимообогащению общими методами" и возникновению единой теории и новой науки ”интегративного порядка", позволяющей на практике эффективному функционированию информации в обществе.

Конечно, разработка этой проблемы потребует не разовой ”мозговой атаки" единомышленников, а углубленного изучения отечественного и мирового опыта, использования передовых специфических и общенаучных методов исследования. Для этого необходимо разработать целостную программу выработки общенаучного понимания вопроса при тесном взаимодействии специалистов дисциплин коммуникативного цикла.

Hosted by uCoz